Мертвое море лечение

Израильские археологи получили привет от царя Давида

Израильский археолог Эйлат Мазар утверждает, что обнаружила в Старом городе Иерусалима объект, который может оказаться легендарным дворцом библейского царя Давида. Ее работа ведется под эгидой израильского исследовательского института, а финансируется ее американский банкир, который хочет доказать, что Иерусалим действительно был столицей еврейского царства, описанного в Библии.

Другие ученые сомневаются в том, что фундамент, обнаруженный археологом Эйлат Мазар, является дворцом Давида. Но они признают, что сделаны редкие и важные находки – здание, датируемое примерно X веком до нашей эры, черепки гончарных изделий, относящихся к эпохе царей Давида и Соломона, государственная печать, упомянутая в Книге Иеремии.

Открытие, вероятно, станет предметом новых споров среди археологов: было ли царство Давида - царством исторического масштаба или же цари скорее походили на вождей племен, живущих на пыльных холмах.

Спор этот используют и в политической борьбе за Иерусалим: происходят ли евреи отсюда и, вследствие этого, обладают особыми правами на эту землю, или, как утверждают многие палестинцы вплоть до покойного Ясера Арафата, идея происхождения евреев из Иерусалима является мифом, который используют для оправдания завоевания и оккупации.

Хани Нур эль-Дани, палестинский профессор археологии в университете "Аль-Кудса", заявил, что он и его коллеги считают библейскую археологию - попыткой израильтян "вписать исторические факты в библейский контекст". Он добавил: "Связь между исторической фактурой и библейским повествованием, написанным много позже, утрачена. Это своего рода художественное произведение, написанное примерно в X веке. Они пытаются связать все, что находят, с библейским контекстом. У них есть пуговица, и они хотят сделать из нее костюм".

Даже израильские археологи не могут с уверенностью сказать, что Мазар нашла именно дворец – дом, который царь Тира Хирам построил для победителя, как это описывает пророк Самуил. Это вполне может быть крепость Сион, которую Давид отвоевал у иевусеев, правивших Иерусалимом до него, или другое строение, о котором в Библии ничего не говорится.

В любом случае эта находка очень важна. "Это важное открытие, если учитывать то, что мы почти ничего не знаем об Иерусалиме как столице единого царства, – говорить Гавриэль Баркай, археолог из Университета "Бар-Илан". – Это один из первых приветов, полученных нами из Иерусалима времен Давида и Соломона, того периода, который на протяжении столетия играет с археологами в своеобразные прятки".

Опираясь на Библию и археологические находки, 48-летняя Эйлат Мазар пришла к мысли, что найденные ранее рукотворные каменные уступы были частью крепости, завоеванной Давидом, а его дом должен был находиться с внешней стороны городских стен, на пути к тому, что его сын Соломон превратил в Храмовую гору.

"В ТАНАХе сказано: когда нападали филистимляне, Давид спускался из своего дома в крепость, – подчеркивает Мазар. – Откуда он спускался? Скорее всего, из дворца".

"И я подумала: наверное, он где-то там", – добавила она, имея в виду Восточный Иерусалим.

Дворец Давида был темой последнего разговора Мазар с ее дедом, знаменитым археологом Биньямином Мазаром, который умер 10 лет назад. Пять месяцев назад, получив деньги из Фонда "Ир Давид" ("Град Давида", который курирует этот участок (и выступает за возвращение евреев в Восточный Иерусалим), она начала раскопки.

Амихай Мазар, профессор археологии Еврейского университета в Иерусалиме, называет находку чудом. Он считает, что строение – это крепость Сион, которую Давид после завоевания переименовал в Град Давида.

Профессор – родственник Мазар, но он защищает и свою репутацию.

"Археологи спорят о том, был ли Иерусалим важным городом во времена Давида и Соломона и даже был ли он вообще городом? - сказал он. - Некоторые считают, что он был очень маленьким, а само царство не имело большого значения. Древний Иерусалим, зажатый между двумя долинами на горном перевале к югу от Храмовой горы, очень мал, его площадь всего 10 акров".

Другой известный археолог, Исраэль Финкельштейн, полагает, что Иерусалим в то время был, "может быть, не больше обычного горного селения".

В своей книге "Библейские раскопки" Финкельштейн и его соавтор Нир Зильберман пишут: "Утрачены не только следы монументальной архитектуры, но и глиняные черепки".

Мазар считает, что она нашла ответ: большое здание, черепки того времени и правительственная печать.

Возраст здания можно определить по остаткам керамики. Мазар обнаружила пол большой площади из известняка. На полу и в кургане под ним оказались гончарные изделия, относящиеся к I железному веку, то есть к XII-XI векам до н. э., непосредственно перед завоеванием Иерусалима Давидом.

Кроме того, Мазар нашла основания стен толщиной около 2 ярдов и протяженностью не менее 30 ярдов. В одном углу обнаружены гончарные изделия II железного века, или X-IX веков до н. э., периода единого царства.

Археологические дискуссии, повторим, являются частью споров о корнях сионизма и попыток найти следы евреев на этой древней земле. Последние раскопки Мазар, которые обошлись примерно в 500 тысяч долларов, финансирует Роджер Гертог, нью-йоркский финансист, который является совладельцем The New York Sun и The New Republic, и президентом Центра "Шалом" в Иерусалиме.

Гертог называет свои инвестиции в Мазар "венчурной филантропией: вы имеет возможность финансировать работу, которая повлечет за собой важные последствия". По его словам, он надеется показать, что "в Библии описана еврейская история".

Мазар продолжает раскопки, но в настоящее время в домах, которые она хотела бы исследовать, живут три семьи – мусульманская, христианская и еврейская.

 

"Walla"
Стивен Эрлангер, "Walla - The New York Times ", 05.08.2005