Есть женщины в друзских селеньях...
Как только температура воздуха достигла на побережье Средиземного моря
30-градусной отметки, а влажность подскочила до 65 процентов, мое терпение
лопнуло: ну сколько можно париться в этой естественной сауне?!
Выторговав у начальника трехдневный отпуск, я села за руль и, ни секунды не
раздумывая, отправилась в Галилею: только там и можно немного отдышаться на
пике летнего зноя.
В районе Йокнеама я с облегчением вырубила в машине кондиционер: в
распахнутое окно ворвалась прохладная струя воздуха.
В окрестностях Цфата дорога пошла в гору, превратившись в
головокружительный серпантин. Глянешь вниз - дух захватывает. Красоты здесь
неописуемые. Впрочем, к чему слова, если при мне - дигитальная камера с
цейсовской оптикой!
Взобравшись на верхотуру, я въехала в друзский поселок Хорпиш и поспешила -
вы правы, дамы и господа! - в первую попавшуюся кафешку. Люблю повеселиться,
особенно в пути.
- Вам питу с лабанэ или с бараниной? - спросил усатый владелец популярного в
народе объекта общепита.
Лабанэ - фирменное друзское молочное блюдо, этакая пикантная смесь,
приправленная натуральным оливковым маслом, перцем и ароматными специями. С
горячей тонкой лепешкой идет на "ура!", особенно если до того отмотаешь за
рулем 150 километров.
Арабское слово "хорпиш" переводится на русский как "чертополох", но с
внешним видом поселка его название не увязывается. Монументальные
двух-трехэтажные виллы под красными черепичными крышами имеют с чертополохом
столько же общего, сколько Иерусалим с Эйлатом.
История городка Хорпиш вполне достойна того, чтобы быть отраженной в
школьных учебниках. Поселок был основан в Галилее в Византийский период. В
древние времена он считался крайне оживленной торговой точкой, так как
располагался на дороге, связывавшей Цфат с Акко.
Сейчас в Хорпише проживает порядка 4000 человек, подавляющее большинство -
друзы.
Умные энциклопедии разъясняют, что друзы - это эзотерическая
этноконфессиальная секта, отделившаяся в начале второго тысячелетия от ислама.
Ее название происходит от имени мусульманского проповедника Мухаммеда Ибн
Исмаила ад-Дарази, умершего в 1019 году. Ад-Дарази считал, что воплощением
Бога был фатимидский халиф Египта Аль-Хаким (996-1021). За это он был осужден
исмаилитами. Против концепции Ад-Дарази выступил виднейший философ Хамид
ад-Дин аль-Кирмани. Сторонники Ад-Дарази остались в изоляции и постепенно
приобрели черты этноконфессиональной секты. Уф, какие сложные имена – язык
можно сломать. Впрочем, мои приятели-друзы излагают написанное в умных
энциклопедиях по-своему, по-простому: "Народ мы миролюбивый и спокойный, в
политику не лезем, государству благодарны за гражданство, а Институту
национального страхования - за выплачиваемые нам пособия".
Самая многочисленная община друзов живет в Ливане, немало их и в Сирии.
После Шестидневной войны часть сирийских друзов обитает в Израиле на Голанских
высотах. Яблоки, произрастающие в их садах, имеют ни с чем не сравнимый
божественный вкус, а кофе, который готовят их жены, можно пить с утра до ночи
литрами, но его (дань традиции!) подают в крошечных, как наперсток, пиалах.
В настоящее время в Израиле проживает порядка 120.000 друзов. Они верят,
что Бог раскрывает себя в последовательных инкарнациях. Первым его проявлением
был Универсальный Разум, который воплотился в Хамзе Ибн Али, современнике
Ад-Дарази и одном из систематизаторов друзского учения. Почитая Новый Завет и
Коран, друзы читают собственные священные книги в домах для собраний (хальва).
Эта народность сочетает в себе арабские, персидские, курдские и
сирийско-ливанские черты.
Верующий, живущий на территории чужого государства (а своего у друзов нет),
обязан проявлять к державе стопроцентную лояльность. В Израиле она прежде
всего выражается в том, что друзы (в отличие от арабов-мусульман) служат в
армии и демонстрируют на полях сражений чудеса героизма. Многие жители поселка
Хорпиш - кадровые офицеры ЦАХАЛа или Общей службы безопасности (ШАБАК).
В отличие от мусульман, практикующих многоженство, друзы вправе иметь лишь
одну жену, о чем кое-кто из них втайне сожалеет, но виду не показывает.
Друзские женщины - особая песня. Верующим запрещено носить разноцветную
одежду. Поэтому, попав в друзское селение, ты как будто смотришь черно-белое
кино: по улицам беззвучно семенят дамы в длинных темно-синих или черных
одеждах и белоснежных головных уборах, прикрывающих все лицо, кроме глаз.
Верующим женщинам запрещено также носить украшения и модельную обувь.
В Хорпише подавляющее большинство женщин не работает: отдавая дань
многовековой традиции, они занимаются домашним хозяйством и воспитанием детей.
Зато друзская молодежь мало чем отличается от израильской: старшеклассницы
расхаживают в джинсах и футболках, в тайне от строгих бабушек подкрашивают
глаза, носят изящные туфельки на высоких каблуках и даже пляшут на дискотеках.
Друзское гостеприимство сродни грузинскому, главное – знать, как грамотно
себя вести. Однажды мне довелось наблюдать такую сцену. Группа
туристов-израильтян прогуливалась по улицам Хорпиша. Остановились около
пристройки, в которой друзская женщина жарила знаменитые лепешки, пропитанные
оливковым маслом и посыпанные специями.
- Пожалуйста, - пригласила она туристов, - угощайтесь!
Две дамы и один мужчина взяли по свежевыпеченной лепешке, остальные
нерешительно переминались с ноги на ногу, а женщина, как ни в чем не бывало,
продолжала задвигать новые круги тонко раскатанного теста в пылающую жаром
печь.
Как только туристы отошли от ее жилища, гид, смущаясь и краснея, разъяснил:
каждый уважающий себя друз непременно пригласит случайного прохожего в дом и
поделится с ним последним куском хлеба. Но это отнюдь не означает, что
уважающий себя турист должен жадно набрасываться на предложенное угощение:
несмотря на добротные каменные дома, живут многие друзские семьи довольно
бедно, с трудом сводят концы с концами...
Лет пять назад в Хорпише действовали замечательные "циммеры", в которых за
умеренную цену можно было переночевать и позавтракать. Мне не повезло: в день
моего приезда гостевые домики оказались на ремонте. Впрочем, переночевать
можно и в цфатской гостинице, и в Кирьят-Шмоне. Израиль - страна маленькая,
всего за 6 часов ее можно пересечь на машине с крайнего севера до Эйлата. Тем
не менее, в августовский зной я обычно выбираю один и тот же маршрут: на
север, к друзам...
Илана Шварц
19.08.2005
|