Иерусалимская Православная Церковь
Краткий исторический очерк

Иерусалимская Православная Церковь, древнейшая из Поместных Церквей, была
основана Самим Господом нашим Иисусом Христом и по праву может считаться Матерью
всех христианских Церквей.
После вознесения Христа и сошествия Святого Духа апостолы отправились в мир
проповедовать Евангелие, основывая новые христианские общины, новые Церкви.
Иерусалимская община была возглавлена святым Иаковом, братом Господним, который
и считается ее первым епископом.
С первых лет на Иерусалимскую Церковь обрушились гонения со стороны иудеев,
даровавшие Иерусалимской Церкви первого пострадавшего за Христа мученика –
архидиакона Стефана. История последующих двух веков для Иерусалимской Церкви
была не столь приметной.
Усилиями Константина Великого и его святой матери императрицы Елены,
посредством обретения Честного и Животворящего Креста Господня и воздвижения
храмов на Святых Местах (326), Иерусалимская Церковь вступает в стадию
длительного процветания вплоть до IV Вселенского Собора (451), на котором
епископу Иерусалимскому был дарован титул Патриарха. В последующие двести лет
характерной чертой жизни ИПЦ являлся бурный расцвет монашества.
С покорением Палестины арабами (638) жизнь Иерусалимской Церкви меняется
коренным образом: наступает долгий период великой скорби. Выпавшие на долю ИПЦ
несчастья на какое то время были прерваны приходом крестоносцев (1099), за
которым, однако, последовал более печальный приход мамлюков (XIII-XVв.в.) –
наиболее трагическое время всей истории Иерусалимской Церкви. Ненавидящие
христианство мамлюки предприняли всевозможные попытки, чтобы уничтожить все, что
имеет хоть какое-то отношение к христианству. После завоевания Палестины турками
(1517) в истории ИПЦ начинается более спокойный период.
С 1517 года и до наших дней история ИПЦ по своей сущности сосредотачивается
на паломничестве и борьбе за Святые Места с возведенными на них храмами.
Неусыпным хранителем святынь выступает монашество. Притязания начались еще в XIV
веке, когда прибывшие на Святую Землю монахи-францисканцы создали вместе с
монофизитами различных национальностей несколько общин и выдвинули свои права на
Святые Места. Позже здесь столкнулись все силы запада и востока. Католическая
Церковь не могла смириться с мыслью о переходе Святых Мест православным (1634) и
не прекращала своих притязаний вплоть до XIX века, пока этот вопрос не был решен
окончательно конфирмацией Status Quo в Париже (1856) и Берлине (1878).
С этого момента в истории Иерусалимского Патриархата начинается новая эра.
Монахи и дарители начали скупать землю, возводя на ней храмы и монастыри,
отстраивая развалины и закладывая необходимую основу для нормального
функционирования Патриархата.
Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших
периода, из которых первый - древняя история (33-638), второй - история Средних
веков (638-1517), третий - новая история (1517-1856) и четвертый - новейшая
история (1856- до наших дней).
Источников и исторических свидетельств, по которым можно исследовать историю
ИПЦ немного, однако не было периода, чтобы они отсутствовали совершенно.
Дмитрий Гоцкалюк
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=338&did=408
|